К 4 годам масса тела достигает примерно 16,5 кг, рост – 100-102 см.
Действия ребенка приобретают намеренный характер, что создает условия для существенных сдвигов в характере обучения.
Развивается сюжетно-ролевая игра. В такой игре ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение.
Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное мышление. Это проявляется в способности объединять предметы по внешнему сходству и усваивать общепринятые представления о группах предметов.
Усваиваются общепринятые представления о свойствах предметов (эталоны формы, величины, цвета), они становятся мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.
Возрастает любознательность. Особенно велик интерес к причинам явлений: вопросы о причинах (почему так?) становятся преобладающими.
Растет интерес к слушанию сказок и стихов, усиливается стремление подражать интонациям взрослых.
Значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в подробных высказываниях.
Четвертый год жизни – время становления предметного рисунка (узнаваемого не только самим ребенком, но и другими людьми), изобразительных (выразительных) движений, действий с воображаемыми объектами, в основе чего лежит способность к воображению.
У ребенка проявляется повышенная чувствительность к тону, настроению и отношению к себе со стороны окружающих.
В общении ребенок уже более терпеливо относится к окружающим, он оценивает такие понятия, как хорошее и плохое поведение. В игре он может и уступить, и отнестись критически к чьему-то действию, высказыванию.
По материалам сайта http://novorozhdennyj.ru/razvitie_detei_pervogo_goda/rebenok-4-let-osobennosti-dannogo-perioda/